20 ноября 1910 года в Мексике началось вооруженное выступление против режима Порфирио Диаса. Этот день считается началом Мексиканской революции 1910 -1917 гг. (иногда конец революции датируют 1920-м годом) Мексиканская революция — период в истории Мексики, во время которого в стране шла гражданская война. Началась как восстание против диктатуры Порфирио Диаса и окончилась принятием новой конституции. Потери среди населения за период гражданской войны, по разным источникам, составляют от 500 тыс. до 2 млн человек ( население страны в 1910 году составляло 15 млн человек). Мексиканская революция имела важное значение как для самой Мексики, так и для развития революционных движений других стран Латинской Америки. Революция была призвана разрешить целый комплекс задач. Ослабив позиции иностранного капитала, она тем самым способствовала развитию национальной буржуазии. Сопротивление, оказанное Соединённым Штатам, укрепило суверенитет Мексики, предотвратив дальнейшую иностранную агрессию. А земельная реформа, предусмотренная конституцией 1917 года, явилась выражением чаяний крестьян, составлявших большинство революционных масс. Однако стремления революционеров не были реализованы полностью. Проведение аграрной реформы всячески тормозилось. Зависимость страны от иностранных держав так же не была полностью ликвидирована, а США даже усилили экспансию. Только во второй половине 30-х гг. была осуществлена национализация мексиканских железных дорог и нефтяных компаний, принадлежащих американским и британским предпринимателям. Волнения среди мексиканского населения также не закончились, породив ещё ряд восстаний. Так, в 1926 году вспыхнуло восстание кристерос, вызванное жёстким осуществлением антиклерикальных положений конституции 1917 года. События Мексиканской революции нашли отклик у кинематографистов разных стран. Революция послужила одной из сюжетных основ снимавшейся в Мексике картины советского режиссёра Сергея Эйзенштейна. Участие в работе над ней стало своеобразной киноакадемией для многих будущих знаменитостей мексиканского кинематографа. Идею ленты об истории Мексики и средства для съёмок предложили Диего Ривера, Давид Сикейрос и Эптон Синклер, который и взял на себя основную часть финансирования. Фильм, к работе над которым Эйзенштейн приступил в начале 1930-х гг., назывался «Да здравствует Мексика!». В авторском варианте картина состояла из двух игровых новелл «Сандунга» и «Магей» и трёх обрамляющих эпизодов: Пролога, сцен испанской католической Мексики и Эпилога. Задуманная последняя новелла «Солдадера» не была окончена, но по замыслу режиссера должна была рассказывать историю девушки Панчи, которая в начале повествования представлена зрителю как жена солдата федеральной армии Каррансы. Из-за споров о правах на фильм широкий зритель увидел эту картину только в 1979 году, когда из выкупленного Госфильмофондом СССР материала сорежиссёр Эйзенштейна Григорий Александров смонтировал приближенный к первоначальному замыслу вариант. Революции были посвящены первые фильмы мексиканского режиссера Фернандо де Фуэнтэса, создавшего впоследствии целую кинематографическую школу. В этих фильмах, которые назывались «Кум Мендоса» (1934) и «Пойдём с Панчо Вильей» (1936), Фуэнтес старался честно и правдиво отобразить события революционной эпохи, отметить роль народной борьбы. Однако большинство мексиканских фильмов, посвящённых революции, представляли лишь коммерчески ориентированный кинематографический продукт с набором шаблонных кадров. Тем не менее, в 1969 году в Мексике появилась группа независимых кинематографистов. Один из представителей этого направления Фелипе Касальс создал в 1970 году фильм «Эмилиано Сапата», а в 1971 году другой независимый режиссёр — Поль Ледук — снял отвергающую традиционные киноштампы экранизацию «Восставшей Мексики». Следует отметить советско-мексиканский фильм Сергея Бондарчука «Красные колокола. Мексика в огне» (1982). В основу картины положена книга Джона Рида «Восставшая Мексика», а также факты из биографии писателя. Много снимали на эту тему в США и Европе, хотя в основном это приключенческие фильмы, в которых события Мексиканской революции были лишь фоном. Некоторые фильмы по теме: Да здравствует Вилья! (1934) Вива Сапата! (1952) Золотая пуля (1966) Вилья в седле (1968) За пригорошню динамита (1971) Да здравствует смерть твоя! (1971) Панчо Вилья (1972) Красные колокола (1981 -1982) https://vk.com/page-213744_27743809 Панчо Вилья (2003)